«Огненный Кот» — гладить не рекомендуется

В своих многочисленных поездках мы иногда сетуем на то, что работаем в очень узком сегменте. Ведь бывает, что самолеты и вертолеты, которые «попадаются нам на глаза», просто уникальны и тяжело оторвать от них свой взгляд. И вот мы решили периодически изменять своим традициям и публиковать заметки о наиболее интересных моделях, с которыми нам удалось столкнуться. На прошлой неделе в Каннах нашими «соседями» стали легендарные самолеты S-2 Tracker производства Grumman. Всю неделю самолеты выполняли тренировочные полеты, и мы смогли оценить всю мощь и грацию ветеранов неба.

Эти летающие легенды принадлежат French Securite Civile и выполняют различные миссии от мониторинга погоды до пожаротушения, но их история тесно связано с морем, вернее с подводными лодками.

Но обо всем по порядку. Интересно, что S-2 Tracker настоящий вояка и свою историю берет с 50-х годов прошлого века. О том, что самолет самый опасный враг субмарины, стало ясно еще в Первую мировую войну. Раньше всех это качество авиации оценила островная Великобритания. Только за лето 1917 года английские пилоты в поисках немецких подводных лодок провели в воздухе около 4000 часов. За это время они атаковали 46 лодок и шесть из них потопили. В годы Второй мировой войны на счету пилотов было уже 375 потопленных немецких подводных лодок. Правда, из них лишь 46 было уничтожено палубной авиацией. Столь малую ее результативность в те годы можно объяснить практически полным отсутствием на авианосцах специальных противолодочных самолетов. Ну а подводники за тот же период потопили 15 авианосцев.

В ВМС США первые палубные самолеты, способные эффективно выполнять противолодочные операции, были созданы в 1944 году на базе бомбардировщиков-торпедоносцев TBF/TBM Avenger фирмы Grumman (обозначение ТВМ носили самолеты, построенные фирмой General Motors) TBF-1D и TBF-3E (с РЛС сантиметрового диапазона), а также TBF-1L и TBF-3L (с прожектором в бомбоотсеке) уже могли самостоятельно заниматься поиском и уничтожением подводных лодок. Однако небольшая полезная нагрузка у этих самолетов заставила военных искать нетрадиционные пути повышения их боевых возможностей. Как оказалось, поиск субмарины и ее уничтожение более успешно осуществлялись не одним универсальным самолетом, а двумя специализированными. Для этого была разработана новая концепция под шифром Hunter-Killer (охотник-убийца). В ее рамках Grumman предложила флоту новые модификации самолета Avenger, ударный TBF-3S (убийца), способный нести торпеды и глубинные бомбы общей массой до 1000 кг, и поисковый TBF-3W (охотник), оборудованный мощной РЛС APS-20 в бомбоотсеке и антенной в подфюзеляжном обтекателе. На американском флоте в 1950 году противолодочные самолеты выделили в отдельный класс палубной авиации. Одновременно разработали и основные тактико-технические требования к ним, главными из которых стали большие дальность и продолжительность полета. Для этого самолеты должны были иметь большой запас топлива, экономичные двигатели и хорошую навигационную аппаратуру, а их управляемость на малых скоростях не должна вызывать усталости у летчиков.

Читайте также  «Мы создаем новое поколение сверхзвуковых самолетов».

К этому времени сформировался комплекс бортового поискового оборудования и вооружения. На противолодочных самолетах обязательно должны были присутствовать: поисковая РЛС, прожектор, РГБ и магнитный обнаружитель. А от разделения противолодочных самолетов на поисковые и ударные решили отказаться. Причиной тому стали необходимость удвоенного количества самолетов на борту корабля и невозможность выполнения боевой задачи при отсутствии связи между поисковым и ударным самолетами (плохая погода, постановка помех и т.п.). Флот 30 июня 1950 года объявил конкурс на разработку нового универсального противолодочного самолета, сочетающего в себе качества поисковой и ударной машин. Заказ на его производство достался Grumman, уже имевшей к тому времени проект самолета под названием G-89. Это был очень большой для палубных самолетов того времени высокоплан с двумя поршневыми двигателями и огромным бомбоотсеком, занимавшим треть длины фюзеляжа. Предварительным контрактом предусматривалась постройка двух опытных машин с обозначением XF2F-1.  После принятия макета и одобрения комплекта бортового оборудования фирма приступила к постройке опытных машин. Первый самолет XF2F-1 с заводским номером 129137 взлетел 4 декабря 1952 года. Пятью месяцами позже в воздух поднялся второй опытный образец. Для испытания оборудования и вооружения изготовили небольшую партию из пятнадцати предсерийных самолетов. Летные испытания подтвердили расчетные характеристики, и самолет запустили в серийное производство под обозначением S2F-1 Tracker (Tracker — охотник).

Первый серийный самолете заводским номером 133045 прибыл в эскадрилью YS-26 4 марта 1954 года. Производство этой модификации продолжалось до 1960 года. Новые машины постепенно заменили устаревшие Avenger и GUARDIAN на борту авианосцев и на береговых базах морского флота США. Всего построили 755 самолетов. Более ста из них были выпущены для продажи другим странам — Аргентине, Австралии, Бразилии, Тайваню, Италии, Японии, Южной Корее, Голландии, Перу, Турции, Уругваю и Венесуэлле. Кроме того, 207 серийных самолетов были переделаны в тренировочную модификацию S2F-1T. После 1962 года около пятидесяти самолетов S2F-1 Tracker с демонтированным поисковым оборудованием, получивших новое обозначение US-2A, использовались в качестве буксировщиков мишеней.

Читайте также  Avinode упрощает поиск медицинской рейсов

В Канаде, хозяйке самого большого парка противопожарных самолетов в мире, в течение нескольких лет, начиная с 1987 года, 36 самолетов Tracker были переоборудованы в одноместные Firecat и Turbo Firecat. Первый — обычный S2A с пневматиками большого размера для посадки на грунт — имел на борту 3296 литров огнегасящей жидкости, на втором, оснащенном турбовинтовыми двигателями PT6A-67AF фирмы Pratt and Whitney, были установлены централизованная система дозаправки топливом и бак с водой емкостью 3455 л. Вслед за канадцами Firecat появился и во Франции.

Добавить комментарий